Версия для слабовидящих

Страничка детских психологов

Крылова Елена Александровна   педагог-психолог

 

 

МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Поведение медлительных детей отличается устойчивостью, однако высокий уровень тревоги влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что затрудняет адаптацию ребенка к условиям образовательного учреждения, а затем и к школе.

Медлительные дети склонны к избирательности контактов со взрослыми и сверстниками; их пугает боязнь публичных выступлений; они демонстрируют низкий уровень социальной активности.

Дети-«тихони» легко соглашаются с мнением активных сверстников, т.е. легко принимают чужую точку зрения. Медлительность не является недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям, сложностей педагогам и родителям.

Причины медлительности обусловлены:

  1. Наследственными особенностями нервной системы, проявляющиеся в низкой скорости любых действий, движений, деятельности.
  2. Влиянием окружающей среды, условиями жизни и воспитания.

Степень подвижности нервных процессов действительно является генетически обусловленной, но не является постоянной в течение всей жизни. Наиболее сензитивным является период с четырех до шести лет (он обусловлен активным развитием биохимических процессов нервной системы).

Особенности медлительных детей

На уровне вербальных контактов

  • В речи наблюдается использование словесных стереотипов.
  • Медлительные дети «тянут» слова, делают паузы между ними.
  • Речь может быть невнятная, тихая, неэмоциональная.
  • Вопросы взрослого, заданные в быстром темпе, вызывают затруднение, ситуацию отказа от общения, непонимания речевой инструкции.
  • Сложности в выражении словами желаний, эмоций.
  • Речевую активность проявляет редко.

На невербальном уровне 

  • Низкая моторная активность: движения и действия замедленны, не скоординированны.
  • Мимика лица невыразительная.
  • В ситуациях ранее незнакомых испытывает эмоциональное напряжение.
  • Отказ от телесного контакта со взрослым и сверстниками в незнакомой ситуации (игры, занятия).

На уровне социальных контактов

  • Избирательность в контактах со взрослыми и сверстниками.
  • Сложности с адаптацией в группе сверстников.
  • Боязнь не успеть выполнить задание.
  • Отказ от совместных игр, требующих активного участия и взаимодействия со сверстниками.
  • Боязнь публичных выступлений (на праздниках, занятиях).
  • Низкий уровень притязаний.
  • Предпочтение второстепенных ролей в сюжетно-ролевой игре.
  • Наличие социальных страхов.

Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игровой деятельности

В общении со сверстниками и медлительные дети, как правило, не пользуются популярностью, стараясь подчинить свое поведение действиям активных и инициативных детей.

Медлительные дети не выступают в роли организатора игры, а лишь поддерживают ее, внося предложения, уточнения, связанные только с его ролью, предпочитают играть в те игры, где чувствуют себя уверенно и комфортно. В новой игре способны выполнить те действия, которые предлагают сверстники, занимая подчинительную позицию в общении.

Из-за сложности в установлении социальных контактов недостаточно могут быть сформированы игровые навыки.

Медлительные дети долго обдумывают свой выбор — во что играть, как играть; сложность в выборе партнера по игре, распределении ролей, в переключении с реального диалога на ролевой. Часто из-за сложности в выборе партнера такие дети играют в одиночку. Если взрослый не помогает в развитии игровой деятельности, то игра медлительных детей может носить манипулятивный характер. При возникновении конфликтных ситуаций медлительный ребенок использует чаще всего деструктивный способ решения: уход от ситуации (например, «Я в эту игру не играю») или привлечение внешних средств для разрешения конфликта (например — привлечение педагога или родителя на помощь).

При организации деятельности с медлительным ребенком важно помнить:

  1. Наблюдая за ребенком, определить, что особенно его интересует, — идти от ребенка, его потребностей.
  2. Разговаривать, общаться с медлительным ребенком необходимо спокойно, без упреков, понуканий; тон общения должен быть ровный, неторопливый.
  3. При выполнении любых заданий не торопить с выполнением, продумать задание так, чтобы у медлительного ребенка было больше времени на выполнение, чем у других детей. При этом не следует фиксировать внимание ребенка на том, что он делает медленнее других, а наоборот, при выполнении похвалить за качество работы и проявленное старание.
  4. В общении с медлительными детьми взрослые должны поддерживать хороший эмоциональный фон, веселое настроение, что будет стимулировать ребенка и вызывать у него желание продолжить общение со взрослым и сверстниками.
  5. Взрослый может использовать личный пример и игровую мотивацию для ускорения реакций медлительных детей, но и педагогам и родителям важно помнить, что прямые указания медлительному ребенку на скорость выполнения, неумение что-то делать быстро (умываться, одеваться, отвечать на вопросы) имеют прямо противоположный эффект: ребенок будет выполнять задание еще медленнее, теряя веру в свои силы.
  6. Для медлительных детей важно создавать ситуацию успеха, а не предъявлять слишком завышенные требования.
  7. Медлительного ребенка необходимо настраивать на общение со взрослыми и сверстниками, обучая и проигрывая различные ситуации взаимодействия; начинать играть в спокойные игры, игры с образами, знакомых сказочных персонажей, где взрослый не будет давать оценку тому, как играет ребенок; важно чтобы медлительному ребенку это нравилось, вызывало интерес, он мог чувствовать себя свободным и уверенным в обучении диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
  8. В повседневном общении с медлительными детьми необходимо использовать приветливые фразы, которые создают ощущение комфорта, психологической защищенности: «Ты конечно справишься», «Хорошо, что ты рядом», «Я рада, что ты это выполнил», «Мне нравится, как ты …», «Как я рада тебя видеть…», «Ты очень старался», «Я чувствую, что …». Особенно это важно в начале школьного обучения.
  9. Взрослым необходимо помнить о том, что медлительный ребенок с раннего возраста нуждается в организации: режима дня (это основа выработки у него динамического стереотипа), организации двигательного режима (гимнастика, подвижные игры), организации занятий (чтение книг, рисование, музыка) на основе развития познавательной активности, социальной и  личностной.                                                                                     Педагог- психолог  Е.В. Коваль

 

17.11.2015 У нас в Детском саду проходил тренинг педагогов «Хорошее настроение- залог здоровья»

Пояснения к тренингу

Рекомендации для родителей   на тему: « Если ребёнок медлительный».

Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов (медлительных),  накладывают отпечаток  на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.

Многих родителей раздражает медлительность их ребенка – так много времени тратится на еду, выполнение домашних заданий, одевание и раздевание.

Причины подобной нерасторопности лежат в функционировании нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Это не болезнь, а особенность нервной системы.

Медлительный ребенок не только делает все медленно, у него также замедлена и умственная деятельность, прежде чем ответить на вопрос, ребенку нужно собраться с мыслями, сосредоточиться.

Проявляется медлительность и в речи ребенка – он тянет слова, делает паузы.

Еще одна особенность – ребенок не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Торопить его бесполезно, он станет еще медлительнее и неувереннее.

Ощущение собственной вины – наиболее характерная черта медлительных детей. Их постоянно ругают, наказывают, торопят, родители из-за них раздражаются, но самое главное – медлительный ребенок испытывает трудности с обучением. Все это накладывает отпечаток на характер ребенка, он замыкается в себе, становится необщительным. Так создаются условия для возникновения невроза. Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов (медлительных),  накладывают отпечаток на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.

Рекомендации:

1). Не забудьте, что окрики, выговоры, наказания за то, что ребенок «не хочет

пошевелиться», «копается назло» и даже просто постоянные напоминания — «Побыстрее, побыстрее!», «Ты можешь поживее?» приводят только к дальнейшему углублению торможения. Ребенок «копается» не назло вам, а просто потому, что иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать с ним спокойно, без попреков и понуканий.

2). Медлительные дети очень склонны к стереотипным действиям, т.е. к поступкам – по определенному шаблону. Например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры. Если они решают какую-то логическую задачу, то стараются сделать это известным им уже способом, даже когда он не очень подходит. Тренируйте свойства подвижности нервных процессов детей, логическое мышление, развивайте творчество. Играйте в логические игры Никитина. Установите для ребенка четкий режим дня : какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном и т.д. Если ребенок в одно время ложится спать, ест, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок (хотя бы здесь нет никаких неожиданностей), то ему легче справиться со встающими перед ним задачами.

3). Медлительный ребенок не успевает усваивать большую часть видимого и слышимого в быстром темпе (количество ин формации увеличивается — воз растает нагрузка на свойство подвижности, что ведет к углублению торможения у него). Если повторять то же еще раз или говорить медленнее, такой ребе нок прекрасно бы справлялся с заданиями, но это далеко не всегда возможно в группе. Следовательно, медлительному ребенку нужно больше внимания, больше повторений одно го и того же, чтобы он догнал по показателям детей с подвижны ми нервными процессами. Медлительные дети не уступа ют подвижным в уровне общего психического развития, но им труднее — они быстрее устают.

У них ниже скорость и точность работы, хуже внутреннее торможение. Чтобы помочь ребенку, родители должны быть знакомы с тем, чем занимается ребенок в группе и хотя бы коротко рас сказать ему заранее, о чем там будет речь или же потом дома, вечером. Если этого не делать, то у ребенка будут накапливаться пробелы в знаниях. Любую тренировку (более быстрое выполнение задания, ограничение во времени и т.д.) проводите на положительном эмоциональном фоне, т.е. с веселым настроением, которое легче всего создается в игре. Поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций.

4). Медлительный ребенок, поставленный в условия  чрезмерной опеки, оказывается в дальнейшем в тяжелом положении, т.к. при этом свойство подвижности, и без того недостаточное, ослабляется еще больше. Взрослые должны помнить, что нервная система ребенка с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждается в постоянной тренировке, в противном случае будут ограничены возможности приспособления его к социальной среде, воз никнут трудности в обучении.

5). Занимаясь чем-либо с ребенком, не проявляйте спешки, рассчитывайте время так, чтобы ребенок смог работать в том темпе, в каком он может.

6). Не придумывайте никаких заданий соревновательного типа – они обречены на неудачу. Лучше хвалите ребенка за успехи, которые он может сравнить со своими прошлыми достижениями. ( Сегодня у тебя это получилось быстрее, чем вчера).

7). Не сравнивайте успехи медлительного ребенка с успехами других детей, для него это очень болезненно.

8). Научите ребенка следить за временем. Для этого понадобятся песочные часы, они зрительно покажут, как убегают минуты. Потренируйтесь, чтобы ребенок ел или одевался, пока сыпется песок. Так ребенок самостоятельно научится оценивать скорость своих действий и постепенно поймет, что результат зависит только от него, будет стараться делать все быстрее, как сможет.

9). Некоторым детям недостаточно указаний произнесенных вслух. Установите с таким ребенком зрительный и тактильный контакт: подойдите, дотроньтесь, посмотрите в глаза, обращаясь с просьбой.

10). Не вешайте на ребенка никаких ярлыков. Соня, копуша, сонное царство только кажутся необидными. Обращайтесь с ребенком так, словно Вы ожидаете от него, что он все сделает вовремя.

11). Установите четкий распорядок дня. Ребенку будет легче справляться с предстоящими заданиями, если он будет в одно и то же время есть, гулять, заниматься и т.п.

12). Медлительные дети требуют постоянного внимания со стороны взрослых. Они неуверенны в себе, поэтому им просто необходимо поддерживать их убежденность, что все будет хорошо.

13). Часто медлительный ребенок не может начать какое либо дело из-за опасения неудачи. Просто предложите ему свою помощь, скорее всего он предпочтет сделать все сам. Просто для него важно ощущать уверенность, что он не один и его поддерживают.

13). Не надейтесь, что ребенок подрастет и все выправится само собой. Необходимо ежедневно развивать подвижность нервной системы. Старайтесь ежедневно, по 10 -15 минут заниматься с ребенком. Полезен бег, прыжки со скакалкой, пальчиковая гимнастика. Наилучший результат приносит система «быстро – медленно», т.е. все занятия должны быть построены на переходах от медленного темпа движения к быстрому, и наоборот.

В школе медлительные дети часто испытывают трудности. Из-за быстрой речи учителя они не успевают уловить суть объяснения. Они неплохо соображают, речь идет только о темпе, а не качестве умственной деятельности. Если ребенку повторить еще раз или объяснять медленно, то ребенок бы все сразу усвоил, но в школе это не всегда возможно. Поэтому, помощь должна поступить от родителей. Все, что ребенок не усвоил в школе, дома надо разобрать. Лучше регулярно заниматься дома и идти не несколько тем вперед, чтобы ребенок на уроке успевал уловить мысль преподавателя. Без предварительного запаса знаний у медлительных детей быстро появляются пробелы в знаниях.

Правила игры с медлительными детьми:

Правило 1. Родителям необходимо подумать, как организовать медлительного ребенка и дать разумные нагрузки на его свойство подвижности, выделить время для специальных занятий-игр. При ежедневных занятиях достаточно 10-15 минут в день. Место для игры значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

Правило 2. Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок имел возможность видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учится. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок осознает свои растущие возможности. Достигая успеха, он начинает любить себя «нового» и стремиться к самосовершенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но, в первую очередь, конечно, у сверстников.

Правило 3. В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен научиться бороться. Кроме того, дети, которые соревновались между собой в игре, после нее ведут себя гораздо дружелюбнее, т.к. имеют возможность сбросить накопившуюся агрессию. В играх с родителями малыш не должен все время выигрывать. Ребенку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, пони мать, почему он проиграл.

Игры с использованием максимально быстрых движений:

  • «Точки» За одну минуту нужно поста вить наибольшее количество точек на листке бумаги. Кто больше поставит — тот победил.
  • «Обмоталочки» Берется длинная веревка, се редина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу начинают крутиться, накручивая на себя веревку, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.
  • «Скоморохи» Ребенку предлагается каждой ногой поочередно шлепнуть себя по ягодицам. Время выполнения задания 30 сек. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

Игры со сменой темпа движений:

— «Музыкальные линии»

Взрослый отчетливо попевает какую-либо мелодию. Ребенок на листе бумаги начинает чертить линию. Как только взрослый замолкает, линия прерывается — и возобновляется, когда голос зазвучит вновь. Величина разрыва линии зависит от длительности паузы. Потом можно поменяться ролями с ребенком — он поет, а вы чертите. Пение можно заменить игрой на музыкальных инструментах.

— «Мотоциклисты»

Взрослый имитирует звуки мотоцикла: момент запуска, ускорение, замедление, поворот ручки «газа». И одновременно вместе с ребенком кружится на воображаемых мотоциклах.

Игры для развития внутреннего торможения:

«Игрушка» Очень эффективная игра для развития внутреннего торможения. Взрослый готовит заранее игрушку, накрытую салфеткой. Ребенок должен закрыть глаза, и пока взрослый не досчитает до пяти, не открывать их. Тогда малыш сможет увидеть сюрприз, который находится под салфеткой. Сначала ребенок не сможет выдержать до счета «пять», но постепенно у него это получится. Впоследствии вы будете должны довести этот промежуток времени до счета «десять»                                                        Педагог-психолог: Е. А. Крылова

Файлы